Указ №1400: Горбачевская «перестройка» закончилась Борисовым царством
После того, как в Белом доме разорвался последний танковый снаряд и стало ясно, что противостояние Ельцина с Верховным Советом завершилось поражением последнего, в России началась новая эпоха – мутное время царя Бориса
Не первый год многие историки спорят и пытаются выяснить, где и когда постсоветская Россия совершила роковой «поворот не туда» на очередной исторической развилке? Называются разные даты, но, судя по всему, роковой поворот был сделан 21 сентября 1993 года, когда в восемь часов вечера Ельцин подписал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом первый президент РФ разгонял Верховный Совет и фактически упразднял действующую Конституцию.
Дабы сразу пресечь все споры о правомочности такого решения, приведем заключение председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, гласившее следующее: «Указ Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствуют части второй статьи 1, части второй статьи 2, статье 3, части второй статьи 4, частям первой и третьей статьи 104, части третьей пункта 11 статьи 121-5, статье 121-6, части второй статьи 121-8, статьям 165-1, 177 Конституции Российской Федерации и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121-11 или 121-6 Конституции Российской Федерации».
То есть, подписав указ №1400, Ельцин сам себя поставил вне закона и не имел права занимать должность президента. Потому что статья Конституции 121-6 гласила, что: «Полномочия президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».
Вот почему в споре о том, насколько законным был указ №1400, можно ставить точку. Раз Конституционный суд признал его незаконным, то и спорить здесь нечего.
Но это в государстве, где существует верховенство закона и права. А Ельцин и его окружение не для того брали власть и упраздняли СССР в Вискулях, чтобы оглядываться на какие-то там законы. Ельцин никогда всерьез не считал себя президентом, а всегда считал, ни много не мало, самодержцем всея Руси, а когда это самодержцы строго следовали букве закона, пусть даже ими же и придуманного?
Правда, так получилось, что до октября 1993 года Ельцин не мог чувствовать себя полновластным самодержцем, потому что ему постоянно напоминали о том, что Россия не его персональная вотчина, а вроде как демократическое государство. Напоминали об этом даже вчерашние соратники, которые недвусмысленно давали понять, что, Борис, ты хоть и самый главный, но все же один из нас. И давай строить страну не в угоду многочисленным американским советникам и стремительно жиреющей Семибанкирщине, а и о народе не будем забывать. Ведь мы народу обещания давали, он нам поверил, так что гайдаровские «реформы» не надо проводить с таким погромным размахом, и грабительскую приватизацию тоже. Да и много чего не надо делать, от чего народ начинает уже тихо звереть.
Но Ельцин не хотел быть «одним из», а хотел сидеть на властном Олимпе один. А все остальные должны были быть подлокотниками его трона, как верно подметил один из бывших его соратников. К тому же Ельцин был «человеком-тараном», как опять-таки подметил другой, хорошо знавший его человек. Вот почему он плюнул на всякие там законы и прочую «ерунду» и пошел как таран напролом, решив издать явно антиконституционный указ №1400. Правда, перед этим на всякий случай совершил вояж по придворным дивизиям Московского военного округа и заручился поддержкой генералов.
А вторым его шагом стало ознакомление с указом №1400 через МИД РФ послов западных стран. Разумеется, на просвещенном и демократичном Западе не увидели ничего предосудительного в откровенном нарушении Конституции и не возражали против типичной «оранжевой революции», что устроил Ельцин. Кстати, не исключено, что именно в Москве осенью 1993 года были обкатаны некоторые спецприёмы «оранжевых революций», например, стрельба по силовикам и протестующим неких «неизвестных» снайперов. Всё это потом, во всей своей омерзительной откровенности, будет продемонстрировано на Майдане-2014 на Украине, но в Москве-1993 «помощники и консультанты» Ельцина ещё пытались маскировать своё участие в октябрьских событиях.
В общем, ради неограниченной власти и только ради неё, Ельцин поставил страну на грань гражданской войны, да она, по сути, и началась, но России очень повезло, что пожар братоубийства ограничился только Москвой и не перекинулся на регионы. Видимо, в планы западных «партнёров» такое развитие событий тогда не входило, а то уже в 1993 году мы бы имели шанс пережить примерно то же самое, что выпало на долю Югославии.
Несмотря на то, что в указе №1400 были написаны вроде правильные слова и фразы – «в целях единства и целостности Российской Федерации», «для обеспечения государственной и общественной безопасности» и «вывода страны из экономического и политического кризиса» – всё это было не более чем словесной шелухой и дымовой завесой, требующейся для прикрытия незаконности роспуска парламента и отмены действующей Конституции.
Но, как мы все знаем, ничего из декларируемого не произошло в дальнейшем. Целостность Российской Федерации затрещала по швам уже через год, когда «человек-таран» Ельцин ринулся наводить «конституционный порядок» на Кавказе и пришлось вскоре генералу Лебедю подписывать позорнейшие хасавюртовские соглашения. Вывод страны из экономического кризиса закончился дефолтом 1998 года, то есть ельцинского-гайдаровские горе-реформаторы доуправлялись до того, что Россия стала банкротом.
Но для Ельцина все это было мелочью: и горящие российские танки и БМП в Грозном, и обвал рубля, и превращение РФ в страну-попрошайку, и чудовищная утрата влияния в мире. Все это будет потом, а тогда, в октябре 1993 года, по словам бывшего министра печати и информации Михаила Полторанина: «В руки Бориса Николаевича, наконец, свалилась вожделенная самодержавная власть… Победитель взялся переводить страну из недолгой посткоммунистической демократии в удобное для себя положение, чтобы легко было управлять в ручном режиме из Кремля и штаба заокеанских кураторов. Естественно, через своих барских приказчиков».
Вот почему всё вышесказанное позволяет говорить, что ровно тридцать лет назад, осенью 1993 года, Россия совершила роковой «поворот не туда». Ельцин не только с легкостью узурпировал власть, прекратив рядиться в либерально-демократические одежды, но и с легкостью пролил реки крови, причем невиновных людей. Никто никогда не назовет точную цифру жертв октябрьских событий, но можно не сомневаться, что она значительно будет отличаться от официальных данных. Более того, Ельцину, похоже, понравилось использовать армию как последний аргумент в споре с оппонентами, вот почему очень скоро он, не задумываясь, бросит её на решение кавказской проблемы. И прольет ещё больше крови, впрочем, всё это его волновать совершенно не будет. Как никогда его больше не будут волновать законы, включая основной – Конституцию. Им же «протащенную» по трупам защитников Белого дома и утвержденную.
Вместо современной, демократической страны, с верховенством закона и права, о которой так истошно выли и грезили разрушители СССР, они же, во главе со своим идолом Ельциным, в 90-е годы построили что-то очень напоминающее средневековое ханство. Где в золоченом шатре сидел одуревший от безделия и разного рода горячительных жидкостей богдыхан, которому придворные лизоблюды приносили на подпись разные бумажки, причем старались поднести их между третьей и четвертой бодрящей пиалой. В этот промежуток богдыхан бывал наиболее расслаблен и добродушен.
А то, что народ жил в нищете и всё разворовывалось неприкасаемыми приближенными богдыхана и его семьи, в ельцинской России стало нормой жизни. Как и разгул сотен ОПГ, демографический провал, воровство на всех уровнях, убийства, эмиграция, наркотрафик, проституция, экстремизм и терроризм, деградация всех институтов власти, науки и промышленности. Не случайно сорокаградусного богдыхана так любили его западные друзья. Они ещё не забыли то чувство страха и уважения, которые внушал им красный советский колосс, а теперь с неописуемой радостью наблюдали, как приближенные богдыхана растаскивают и уничтожают всё, что напоминало о существовании красного колосса. И аплодировали богдыхану, когда тот утверждал, что советский колосс навсегда повержен и – Боже, благослови Америку.
Сложно сказать, что ожидало бы Россию, не будь указа №1400. Но можно предположить, что история страны пошла бы по совершенно другому пути, хотя ни Руцкой, ни Хасбулатов тоже не были безоговорочными гарантами светлого будущего. Правда, их окружение всё же было более порядочным, и там встречались настоящие государственники, чего не скажешь про окружение Ельцина. О чем тоже предельно ясно сказал Михаил Полторанин: «Всем был подан ясный сигнал (осенью 1993 года – прим. ред.), что отныне приспособленцы, беспринципные существа – желанные попутчики Ельцина, а люди с твердыми пророссийскими убеждениями – его враги. В те дни, опираясь на эти воззрения, ранее тщательно маскируемые, Борис Николаевич создал философию исполнительной власти на будущее: меркантильность верхом на бесстыдстве!»
Так что день 21 сентября 1993 года стал чёрным днем в новейшей истории нашей страны. Днём, когда страну окончательно загнали на путь недоразвитого олигархического капитализма с его неизбежными «оптимизациями» всего и вся. И днём, когда о Закон цинично и показательно вытер ноги не кто-нибудь, а гарант его исполнения. Но и этого ему показалось мало, и через несколько дней «гарант» не побоялся пролить реки крови тех, кто вышел законы защищать.
Источник
www.km.ru
02.11.2023
Источник: www.km.ru