world-weather.ru/pogoda/russia/saratov/
Погода в Перми

Русских лишают статуса первооткрывателей Антарктиды

200 лет назад, в июле 1819 года, из Кронштадта к берегам Антарктиды отправилась Первая русская антарктическая экспедиция

Русские моряки стали первооткрывателями Антарктиды, последнего, шестого континента. Этот подвиг совершили экипажи шлюпов «Восток» и «Мирный» во главе с их командирами Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. Ныне у русских хотят отнять статус первооткрывателей Антарктиды. Это связно с тем, что на Западе желают присвоить огромные богатства ледяного континента.


Вид ледяных островов 4 марта 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова. Изображение Pavel Mihajlov с сайта wikimedia.org

Неизвестная Южная земля

Успех русской антарктической экспедиции не был случайным. Русские моряки отправлялись на юг, чтобы поставить точку в длительном споре о существовании Неизвестной Южной земли (Terra Australia Incognita).

Ещё полвека с лишним до отправки экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева великий русский учёный Михаил Ломоносов обосновывал существование Неизвестной Южной земли наличием айсбергов.

В работе 1761 года «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях» Ломоносов отмечал, что наличие «падунов» (айсбергов) однозначно говорит о расположенных поблизости берегах, от которых открываются огромные ледяные глыбы. И раз в южных широтах таких глыб-падунов встречается намного больше, чем в северных, то можно предположить, что там расположена Неизвестная Южная земля.

Современная наука подтвердила предположение Ломоносова. Но тогда её доказать было нельзя, у ломоносовской теории были сторонники и противники.

Так, в 1772-1775 гг. англичанин Джеймс Кук совершил второе кругосветное путешествие, надеясь найти загадочный континент с целью его колонизации. В итоге Кук сделал вывод, что если земля в высоких южных широтах и есть, то она совершенно недосягаема и непригодна для освоения.

Авторитет английского исследователя был настолько высок, что в течение нескольких десятилетий полярных экспедиций не предпринимали.

Однако многие русские моряки не разделяли мнение британцев. В начале XIX века русский флот приступил к масштабным исследованиям Мирового океана. Так, Крузенштерн предложил проект кругосветного путешествия. Его поддержали канцлер граф Румянцев и адмирал Мордвинов, добившиеся разрешение государя на осуществление проекта.

В 1803-1806 гг. корабли «Надежда» и «Нева» под командованием Крузенштерна и Лисянского осуществили первое русское кругосветное плавание. Удачный поход этой экспедиции стал большим шагом нашего флота.

С этого времени начались регулярный рейсы наших торговых судов и военных кораблей в Русскую Америку и на Дальний Восток, и другие океанские плаванья. 

Головнин на шлюпе «Диана» в 1811 г. изучил Курильские острова. В 1815 – 1818 гг. кругосветное путешествие совершил бриг «Рюрик» под командованием лейтенанта Коцебу.

Экспедиция не смогла открыть проход из Тихого океана в Атлантический, но сделала несколько других важных открытий. За Беринговым проливом был осмотрен обширный залив у берегов Америки, названный Зундом Коцебу. Также в Тихом океане, в восточной части Каролинского архипелага, было открыто несколько групп островов.

Русские исследователи, Крузенштерн, Коцебу, Головнин и др., выдвинули идею изучения южных приполярных широт. В начале 1819 года эту мысль поддержал морской министр Иван де Траверсе. В феврале 1819 года был подписан высочайший указ о формировании полярных экспедиций. Было составлено два отряда («дивизии»).

Первый отправлялся вокруг Южной Америки для изучения «Южного океана» – морей вокруг Неизвестной Южной земли. Второй отряд должен был обогнуть Африку, Азию, пройти Беринговым проливом и найти путь к северу от Канады.

В первую дивизию вошли шлюп «Восток» и транспорт «Ладога» (позднее переименованный в «Мирный»). Их командирами стали капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев.

В состав второй дивизии были назначены корвет «Открытие» и транспорт «Благонамеренный». Ими командовали капитан-лейтенант Михаил Васильев и лейтенант Глеб Шишмарев.

«Восток» и «Мирный»

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен был классическим командиром русского флота. Закончил Морской кадетский корпус в 1797 году, до 1803 года ходил на кораблях Ревельской эскадры. В 1803 году стал участником первой русской кругосветной экспедиции. Ходил на шлюпе «Надежда» под началом Крузенштерна.

Беллинсгаузен выполнял все морские и географические карты, которые вошли в итоговый отсчёт экспедиции. По окончанию похода получил звание капитана-лейтенанта. Командовал корветом «Мельпомена» на Балтике, фрегатами «Минерва» и «Флора» на Чёрном море.

В начале 1819 года как опытный гидрограф получил задание определить географическое положение всех приметных мест и мысов на Черном море. Однако выполнить эту ответственное задание не успел, его вызвали в столицу, Беллинсгаузен принял шлюп «Восток» и стал начальником первого отряда полярной экспедиции.

Михаил Петрович Лазарев учился в Морском корпусе, среди лучших учеников в 1803 г. был отправлен на практику в Англию, на военный флот. Пять лет ходил на кораблях в Атлантике и Средиземном море. Участвовал в войне со Швецией и Францией.

В 1813 году 25-летний лейтенант Лазарев стал командиром фрегата «Суворов», который принадлежал Российско-американской компании (РАК), и совершил второе русское кругосветное плавание (оно длилось до 1816 г.).

Главной целью похода было налаживание регулярного сообщения между Россией и Русской Америкой. Лазарев четыре года пробыл в океане, побывал в Европе, у берегов обеих Америк и Австралии, четырежды пересёк экватор и блестяще выполнил все поручения как РАК, так и военного командования. Он открыл пять необитаемых атоллов и назвал их островами Суворова.


Изображение с сайта wikimedia.org

Таким образом, командирами Первой русской антарктической экспедиции были два опытных моряка, имевших огромный опыт. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву не только начать поход вместе, но также и завершить.

Они не разу не потеряли из виду корабли друг друга. Для того времени это было большое достижение: обычно корабли, которые шли одним отрядом, возвращались домой по отдельности. Успех русских моряков был тем больше, если вспомнить насколько разными по своим мореходным качествам были корабли, направленные в поход.

Парусный военный шлюп «Восток», спущенный на воду в 1818 году на Охтинской судоверфи в Петербурге, был одного типа, что и шлюп «Камчатка», на котором в 1817-1819 гг. Головнин совершил новое кругосветное путешествие.

В Морском министерстве считали, что это идеальный корабль для кругосветного путешествия. Поэтому возражения моряков по поводу пригодности «Востока» к путешествию к полярному походу в расчёт не приняли.

Кроме того, экспедицию готовили в весьма короткие сроки – пять месяцев. Времени на замену корабля уже не было.

В итоге шлюп «Восток» отличался хорошими мореходными качествами, был быстрым, но тесным, плохо переносил шторма и хождение во льдах.

Транспорт «Ладога», который перед походом зачислили в военный флот и нарекли «Мирным», был лучше подготовлен к походу в условиях Антарктиды. Его строили в 1818 году на Олонецкой верфи как ледоходный транспорт.

Чтобы ускорить начало экспедиции решили строить не новое судно, а использовать «Ладогу». Поэтому судно изначально обладало многими полезными качествами: крепкой конструкцией и невысоким рангоутом, что позволяло лучше переносить шторма и не перегружать судно в условиях обледенения.

Когда «Мирный» определили в экспедицию, Лазарев лично руководил его доработкой. В Кронштадте корабль оснастили второй обшивкой, обили медью подводную часть, заменили часть элементов конструкции и управления из сосны на дубовые, более крепкие.

Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льда и т. д. В итоге судно получилось очень прочным и устойчивым, но серьёзно уступало в быстроходности «Востоку». Кораблю под началом Беллинсгаузена во время похода не раз приходилось ждать «Мирный». Однако у самой Антарктиды преимущества «Мирного» были очевидны. 


Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в январе 1820 года. М. М. Семенов. Изображение  с сайта wikimedia.org

Первооткрыватели

В начале ноября 1819 г. русская экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. В середине декабря «Восток» и «Мирный» подошли к острову Южная Георгия, до этого бегло осмотренного экспедицией Кука. Начались географические открытия, и на картах появились имена участников экспедиций и известных соотечественников. Так, были открыты мысы Парядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского, острова Лескова, Торсона (переименован в о. Высокий) и Завадовского.

Затем русские корабли направились к Земле Сандвича, названной так Куком, который принял ряд небольших островов за мысы одной земли. Почитая великого мореплавателя, самый большой остров назвали его именем, а другие острова Южными Сандвичевыми.

16 (28) января 1820 года русские моряки впервые подошли к шестому континенту. Беллинсгаузен и Лазарев решили задачу, которую Кук считал неразрешимой.

Русская антарктическая экспедиция оправдала все возложенные на неё надежды. Русские моряки на небольших кораблях совершили кругосветное путешествие, побывали в местах, которые еще не посещались другими судами. Только через сто с лишним лет здесь снова побывали люди – норвежские китобои.

В результате за время похода, который продолжался 751 день, «Восток» и «Мирный» провели в море 527, из которых 122 дня плавали южнее 60-й параллели, в том числе 100 дней – во льдах.

Русские мореходы четырежды достигали берегов Антарктиды, открыли 29 островов, многим из которых дали имена участников экспедиции и русских императоров – земля Александра I, остров Петра I, острова Анненкова, Завадовского, Лескова, Торсона, остров Восток.

Они сумели составить подробные карты ранее открытых мест, которыми моряки всего мира пользовались ещё целый век. И самое главное, первая русская антарктическая экспедиция открыла Неизвестную Южную землю – Антарктиду.

При этом экспедиция, проходившая в самых сложных условиях, умудрилась за всё это время потерять всего трёх человек (один матрос умер от болезни, двое погибли во время штормов). Это был удивительный для того времени случай! 

Территориальные претензии

Поскольку Южный материк долгое время не представлял интереса в экономическом отношении, то вопрос первенства в открытии шестого континента долгое время носил только узконаучный характер.

В начале XX века в связи с развитием науки и техники (появилась возможность хозяйственного освоения), военно-стратегическими интересами США и Британии стали стремиться доказать свой приоритет в открытии Южного континента.

Так, в Англии назвали первооткрывателем Антарктиды британского мореплавателя Эдварда Брансфилда, который 30 января 1820 года возможно открыл полуостров Тринити – это северная оконечность Антарктического полуострова.

В США считают первооткрывателем мореплавателя-промысловика Натаниэля Палмера, который в ноябре 1820 года увидел побережье Антарктического полуострова и в 1821 г. открыл Южные Оркнейские острова.

Ещё до начала Второй мировой войны свои территориальные претензии на территории Южного материка, включая близлежащие острова, предъявили Англия (она передала часть своих прав своим доминионам – Австралии и Новой Зеландии), Франция, Норвегия, Аргентина, Чили, Германия и Япония.

Советская Москва не предъявляла своих претензий, но оставляла за собой право сделать это на земли, открытые русскими моряками. 

После победы СССР в Великой Отечественной войне вопрос о приоритете в открытии Антарктиды стал частью глобального противостояния двух сверхдержав – СССР и США. Германия и Япония, которые были разгромлены в мировой войне и стали полуколониями США, отказались от своих претензий.

В 1959 году был заключён, а в 1961 году вступил в силу Договор об Антарктике, который закреплял сложившийся статус-кво, запрещающий выдвигать новые претензии и расширять старые.

Соглашение позволяло использовать территории шестого континента и акватории южнее 60° южной широты в научных целях (считается, что научная деятельность позволяет «застолбить» за собой определенные участки Антарктиды). Хозяйственная и военная деятельность запрещались.

В нынешнее время, когда Великая победа нашего народа в 1945 году на Западе забыта и очернена, СССР разрушен, как и Ялтинско-Берлинская система международных отношений, вопрос о принадлежности Антарктиды (как и Арктики) снова на повестке дня.

Очевидно, что хозяевам Запада (и Востока – Китая, Японии) интересен Южный континент. Это вопрос военно-политической стратегии, глобального доминирования и ресурсов. Понятно, что западные паразиты не прочь запустить свои щупальца в огромные богатства целого материка.

Действия России в этой ситуации заключаются в векторе развития: или мы по-прежнему часть Европы (её «труба»), экономическая, политическая и культурная периферия Запада, или отдельная русская цивилизация, самодержавная и решающая глобальные, внешнеполитические и внутренние вопросы в интересах державы и народа.

Если мы по-прежнему часть Европы «от Лиссабона до Владивостока», с господством западного либерализма и «демократии», то Южный материк рано или поздно освоят без нас. Про русских первооткрывателей благополучно забудут.

В случае же восстановления русской глобальной и внешней политики в интересах державы и народа (а не кучки «друзей Запада») необходимо ставить вопрос о том, что Антарктида принадлежит России по праву её первооткрытия. Узурпация этого права другими странами незаконна. 

Источник
www.km.ru
19.07.2022
Источник: www.km.ru

 Вы еще не подписаны?

подпишитесь прямо сейчас и вы вы узнайте первым самое интересное!

Нравится наш проект?

Поделитесь в социальных сетях, помогите нам продвигаться дальше ! спасибо!

обновлен19.04.2024 @ 14:30 всего 8,700,смотрят 4 Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru