Начал работу портал «Память Церкви. Беседы со свидетелями жизни Церкви в советскую эпоху»
Москва, 2 сентября 2024 г.
1 сентября 2024 года начал работу портал «Память Церкви. Беседы со свидетелями жизни Церкви в советскую эпоху», сообщает Патриархия.ru.
Новый портал — проект Учебного комитета Русской Православной Церкви, его цель — сохранение и передача от поколения к поколению воспоминаний очевидцев жизни Церкви и верующих людей в Советском Союзе.
Советская эпоха стала одной из наиболее драматичных страниц в истории Русской Православной Церкви. В это время столкнулись вера в Бога и безбожие, свобода вероисповедания и гонения за веру, жизнь в чаянии Царствия Небесного и неистовые попытки построить коммунизм. Как жилось тем, кто веровал в Бога и слышал угрозы от власти «показать последнего попа»? Проект «Память Церкви» отвечает на этот вопрос через личные воспоминания очевидцев жизни Церкви и православных верующих людей во времена Советского Союза. Участники проекта — архиереи, клирики, миряне — делятся историями о себе и своих близких, мысленно возвращаются в годы своего детства, заходят в свои первые храмы, прячутся от бдительных преподавателей, вновь оказываются в кабинетах уполномоченных, рассказывают о домашнем укладе.
Уникальная база материалов составляется под руководством Учебного комитета Русской Православной Церкви всеми духовными школами на территории Российской Федерации. Проект призван содействовать сохранению исторической памяти, глубокому научному изучению церковной истории названного периода, а также воспитанию молодежи через усвоение опыта жизни прошлых поколений.
На сайте представлены воспоминания современников советской эпохи, мультимедиа-материалы. В сотрудничестве с духовными школами портал будет регулярно пополняться новыми материалами.
По вопросам и предложениям можно обращаться в редакцию проекта по адресу pamyat-tserkvi@uchkom.info.
* * *
Руководитель проекта «Память Церкви», председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов — о проекте и открытии портала:
«Проект «Память Церкви», первые результаты которого ныне представлены общественному вниманию, имеет главной своей целью сохранить бесценное и стремительно уходящее — воспоминания наших старших современников о церковной жизни в советские десятилетия, церковно-государственных отношениях, церковной политике, жизни и житиях мучеников и исповедников.
Проблемы и достижения духовного образования, внешних дел Церкви так или иначе сегодня подробно отражены в церковно-исторических трудах и являются сферой изучения академической науки. Задачей нашего проекта является сохранение того, что по большей части в эти труды не попало. Память людей о ежедневной, повседневной жизни верующего православного христианина в советские десятилетия: как молились, в какие храмы ходили, какие были радости, какие проблемы испытывали в школе или на работе, какие святые места могли посещать, откуда брали церковные книги и иконы, многое и многое другое, что связано с повседневной жизнью и что может быть донесено до нас только живыми свидетелями эпохи. При этом, чтобы картина стала полной, тут важен и хронологический охват, и географический охват, и социологический. Поэтому в проекте представлены и архиереи, и миряне, и профессора духовных академий, и селяне из российской глубинки, и жители центральных городов, и сельские батюшки. И каждый из них по-своему — так, как это в его сердце, душе, памяти запечатлелось — рассказывает о тех годах и десятилетиях. И все вместе это, я очень надеюсь, образует мозаику картины жизни церковных людей, которая для нас очень важна и дорога.
Конечно, каждый рассказ субъективен, каждый человек помнит то, что он помнит и как он это помнит. Поэтому при реализации программы была идея на первоначальных этапах выкладывать сразу минимально необходимое количество воспоминаний — мы начинаем с пятидесяти, и последующие шаги будут по пятьдесят. А когда мы наберем триста, четыреста воспоминаний, тогда можно будет добавлять единичными. Не менее важно, что в реализации проекта участвуют почти все духовные школы Русской Православной Церкви. Студенты и преподаватели встречаются со старшими современниками, записывают их рассказы, расшифровывают эти записи. И для них самих, я думаю, чрезвычайно важно это общение. Это и есть то подлинное и церковное, и одновременно патриотическое воспитание, о котором сейчас много говорят, и которое, на мой взгляд, при реализации данного проекта становится реальностью, а не декларацией.
Мы благодарны всем, кто на сегодня уже принял участие в проекте, и приглашаем к сотрудничеству все наши духовные школы и студентов светских высших учебных заведений, и всех, кто пожелает поучаствовать в нем через собственные ли воспоминания о бывшем, или через готовность стать одним из собеседников для наших старших современников. Желаю всем вам интересного, вдохновляющего, подчас трогательного чтения рассказов наших старших современников».
* * *
Участники рабочей группы проекта поделились комментариями об открытии портала и замысле проекта «Память Церкви».
Иеромонах Павел (Черкасов):
«Проект «Память Церкви» позволяет соприкоснуться с живым опытом людей, прошедших через испытания в советское время. Воспоминания участников носят очень личный характер. Читая их, сопереживаешь рассказчикам и ярко чувствуешь обстановку, в которой им приходилось жить. Это оставляет глубокие впечатления, которые захватывают и дают возможность по-новому воспринять известные факты о жизни Русской Православной Церкви в Советском Союзе. Пожалуй, самое значимое личное ощущение от работы с текстами воспоминаний — это осознание действия Промысла Божия в жизни каждого человека. Против этого действия бессильно любое буйство зла. Радостно, что собранные материалы становятся доступными широкой аудитории».
Татьяна Прусакова:
«Работа со свидетельствами людей, оставившими свои воспоминания для проекта «Память Церкви», в первую очередь обогащает нас самих. Люди эти очень разные. Они отличаются и по возрасту, и по социальному статусу, и по уровню образования. Среди них — архиереи, священники, диаконы, монашествующие, миряне, потомственные представители древних священнических родов и люди, происходившие из неверующих семей, жители городов и деревень. На сегодняшний момент самому старшему из респондентов 102 года, а самому младшему — 52. Некоторые из участников вспоминают не только свою жизнь, но и истории своих дедов и прадедов, переживших страшные гонения 1920-х — 1930-х годов или погибших в лагерях и ссылках. Самое раннее из опубликованных воспоминаний касается вечера перед началом революции 1917 года.
Благодаря тому, что в сборе свидетельств приняли участие студенты и сотрудники духовных школ со всей страны, мы имеем очень широкую географию проекта, и картина церковной жизни в Советском Союзе становится полнее. Воспоминания людей, живших на юге страны, разительно отличаются от свидетельств о положении храмов и священства в Сибири. На данном этапе важно активно продолжать начатую работу, чтобы успеть собрать как можно больше воспоминаний. Дай Бог, чтобы запущенный сегодня сайт регулярно пополнялся, чтобы как можно большее число людей присоединялось к работе проекта».
Иерей Александр Стародубцев:
«Проект «Память Церкви» на сегодняшний день является уникальным. Собраны личные воспоминания людей со всей нашей страны, возраст некоторых из участников интервью равен веку(!). Живые, неподдельные воспоминания, часто трагические, местами смешные, местами очень поучительные… Часть участников интервью помнит или общались с ныне уже прославленными святыми. Со слезами на глазах и болью в сердце многие вспоминали годы притеснений и различных гонений на веру, Церковь и священнослужителей. Честно рассказывали, как они себя повели в тех или иных ситуациях. Для меня особенно ценны воспоминания священнослужителей, как они служили, как было тяжело, но и благодатно одновременно. Это так своевременно для нашего поколения, которое почти не застало притеснений Церкви. Показаны настоящие примеры самоотверженного священнического служения.
Эти материалы — память о путях Церкви, память, которая не должна пропасть или уйти в забытье. Читаешь эти воспоминания — и невозможно не ощутить, какие удивительные судьбы людей, какие неисповедимые пути Промысла Божия в нашей стране и народе, особенно у людей верующих, которые выстояли, сохранили веру и передали ее нам через весь трагический XX век».
Диакон Дионисий Макаров:
«Поэт Александр Кушнер сказал в свое время: «времена не выбирают, в них живут и умирают». При этом времена бывают разные, они изменяются, и иногда весьма значительно. Каждое время приносит свое видение мира, человека, общества, порождает новые идеи, предлагает свои средства преображения (или преобразования) действительности. Хорошо, когда эти идеи и концепции исходят из христианского мировоззрения и не противоречат традиционным догматическим и нравственным установкам. Хуже, когда они основаны на материалистическом сознании и несут в себе, может быть, и высокие, но утопические установки. Тем не менее опыт жизни человека в каждую эпоху очень важен для следующих поколений, в чем-то продолжающих, в чем-то оспаривающих и переосмысливающих получаемое наследие в этом нескончаемом диалоге «отцов и детей».
Проект «Память Церкви» обращен к изучению жизненного опыта верующего человека в условиях советской действительности: государственного атеизма, антирелигиозной пропаганды и борьбы с Церковью, осуществлявшихся на самых разных уровнях человеческого бытия. Быть верующим (церковным) человеком в СССР зачастую означало оказаться на обочине гражданской и общественной жизни. Жизнь по вере не приносила в условиях атеистического государства человеку никаких земных благ, наоборот, могла поставить человека под угрозу репрессий, ссылок, тюрьмы и даже смерти. Поэтому так важен для нас этот подлинный опыт свидетельства, а иногда и настоящего исповедничества, которым делятся с нами как иерархи, так и рядовые служители Церкви, а также простые верующие в своих воспоминаниях на страницах проекта «Память Церкви»».